ДОКЛАД
 
Новые подходы к изучению местной истории
и использование краеведческого материала в школе
 
Введение. Историческое краеведение сегодня
 
     В настоящее время, общественная ситуация в России отличается небывало высокой степенью сложности, противоречивости, нестабильности отношений между всеми социальными явлениями и процессами.   
     Произошедшие перемены, смена прежних идеологических ориентиров на не совсем ясные, новые, побуждает переосмыслить сущность патриотического воспитания, его место в общественной жизни.
     Очень важными сегодня являются возрождение в российском обществе чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в молодом человеке граждански активных, социально значимых качеств.
     Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями об истории родного края, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
     Интерес к местной, или, как говорят английские учёные, «локальной истории», её кропотливое изучение было всегда присуще цивилизованным странам. Развивалось оно и в нашей стране до начала 20 в. Однако в конце 1920-начале 1930-х гг. школа отечественного краеведения была разгромлена. В результате мы, граждане своей страны, потеряли очень многое, прежде всего свою генеалогию, знания своей родословной.
     Возрождение краеведения вообще и изменения качества школьного краеведения и уровня его преподавания в частности- один из очень знаменательных показателей положительных перемен, произошедших в период перестройки. Это и показатель изменений общественных представлений о роли провинции в истории нашей огромной многонациональной страны.
     Что представляет собой историческое краеведение сегодня? Историческое краеведение сегодня-это авторитетное общественное движение, это сложное самостоятельное направление науки во всём мире.
     Большую работу проводят соответствующие факультеты университетов и институтов, работники архивов и музеев, школьные учителя.
     Особенно велика роль школьного учителя- руководителя краеведческого кружка в изучении «локальной истории». Именно от его умения заинтересовать детей родной историей зависит конечный результат. Что это будет: исследовательская работа, реферат, сценарий праздника, театральное представление, музейная экспозиция - не столь важно.
     Главное - развитие (формирование) творческих способностей, формирование взглядов на высокую культуру и уважительное отношение к нравственным понятиям прошлого, к родной истории.
     Что сегодня мешает развиваться историческому краеведению и историческому образованию?
     Успешное насаждение в школе не изучения истории, а заучивания, зазубривания истории.
     Крайне тяжёлое положение сложилось в массовой школе с оборудованием кабинетов истории.
     И всё же главным остаётся сама система обучения истории, её структура. По мнению учителей начальной школы, оказывается, что в ней нет места и времени для обучения детей истории. Вместо самостоятельного предмета историю пытаются включить в курс «Окружающий мир».
     Не оправдывает себя практика введения в основной школе в один учебный год курсов отечественной и зарубежной истории. Подобный подход возможен только в гимназиях. Курсы всеобщей истории требуют сокращения.
     Мешает также некая унификация, стандартизация школьного дела. Не нужен музей или краеведческий кружок в каждой школе. И дело не только в том, что у нас нет такого количества специалистов - условия, в которых работают школы, тоже разные.
     С исчезновением государственной идеологии история потеряла свой стержень. Многие учителя были вынуждены ограничиться изучением исторических фактов и избегать их оценок.
     А как бы хотелось, чтобы школьники сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, чтобы они сумели испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и старшим товарищам.
     Итак, накоплен большой опыт, развитие исторического краеведения продолжается.
     Научный плюрализм даёт возможность учителю избрать ту или иную историческую концепцию. Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая историческая концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению и пониманию истории в целом.
 
Полный текст работы читай здесь